Выбрать другой номер



В номере:

Студ-line
Факти
Міжнародні зв’язки
Події
Разное
Психологический практикум
Литстудия
Практика
Портрет
----------------
"Одеський університет"
Адреса редакції:
Одеса, вул. Щепкіна, 12,
4-й поверх, к. 42,
тел.: 23-84-13


Психологический практикум

Как найти себя?
Сенсорика / интуиция
 3. Представления сенсорика о своем характере, своих способностях, талантах, своем времяпрепровождении обыкновенно несколько туманны. Редкий сенсорик знает точно, сколько ему потребуется времени на новую работу, плохо представляет, как формируются характеры и т. п. Он больше доверяет слову «квалификация», чем слову «способности», не любит долго ждать.
 Своему воображению интуит справедливо доверяет больше, чем умению претворять свои изобретения в жизнь. Хорошо чувствует время и представляет себе перспективы развития своих чувств или поступков.
 4. Сенсорик имеет развитое предметное воображение и память. Он видит мир как противоборство сил, вместилище ярких предметов и разнообразнейших ощущений. Его мышление и чувства предметны, он превосходно запоминает и воспроизводит ощущения. Может мысленно представить, как переодеть человека. Ни один сенсорик не станет утверждать, что безразличен к деньгам, внешности, здоровью и комфорту.
 Интуит пытается мыслить в самых общих категориях. Если его и волнуют практические вопросы, то касаются они только его близких, о конкретных проблемах других людей думает мало, хотя хорошо представляет себе проблемы окружающих в области образования, культуры или организации времяпрепровождения.
 Этика / логика
 1. Для логика хорошо то, что логично и правильно, оно не может быть плохим. Для него первичны категории «верно-неверно».
 Для этика хорошее и плохое – первичные категории: что хорошо для людей, что их облагораживает и делает их существование приятным, то и правильно.
 2. Из-за естественного для логика следования логике он обычно не умеет ни просить, ни уговаривать. Скорее он сошлется на обязанности, на то, что человек должен или что было бы правильно сделать.
 Этики не столько доказывают, сколько просят и уговаривают, часто даже тогда, когда можно было бы и потребовать. Однако сами этики легче поддаются не уговорам других, а логическим аргументам. Делать рекламу умеют многие этики и только некоторые из логиков. Этик обычно уверен в том, какие чувства он вызывает у окружающих, насколько он обаятелен и приятен (чего нельзя сказать о представителях противоположного типа).
 3. Ошибки личного плана могут надолго выбить логика из колеи. Если он испортил кому-то настроение или ухудшил ненароком отношения, ему стыдно и не вполне ясно, как эту свою ошибку исправить. Многие логики надеются, что существуют такие правила построения отношений, выполняя которые можно всегда быть счастливым и хорошим.
 Напротив, любой этик чуть ли не с пеленок усваивает, что хорошим всегда и для всех быть невозможно, и, надо сказать, не очень переживает по этому поводу. Ошибки в чувствах их зачастую лишь раззадоривают, и они стремятся во что бы то ни стало добиться своего. Если эти ошибки даже и расстраивают, то этики относятся к ним без суеты, так как верят, что могут исправить положение.
 4. Логик относится к логическим нормам спокойно. Не переживает от того, что не застрахован от неразумных поступков и неверных суждений. Уверен, что с этими ошибками справится и его ум будет оценен окружающими по достоинству.
 Этики болезненно относятся к своим неправильным поступкам и ошибкам в рассуждениях. Отношение таких людей к своим логическим ошибкам мало зависит от уровня их интеллекта и от уверений окружающих в том, что от ошибок никто не застрахован. Этики внутренне надеются, что существуют такие логические правила, следуя которым они смогут всегда правильно рассуждать и поступать.
 5. Если логику указали на неправильность его действий, он или сразу поймет и спокойно исправится, или удивится, не увидев в случившемся никакой особенной беды. Когда этику указывают на неразумность поступков, ему заранее нехорошо еще до того, как объяснили, в чем дело.
 Рациональность / иррациональность
 1. На поступки и эмоции других рационал реагирует тут же, не «раскачиваясь». Эта реакция обдумана, обусловлена всем наличным опытом. Она выглядит не обязательно быстрой, но почти всегда очень разумной, решительной и четкой.
 Движения, действия, эмоции, симпатии и антипатии, суждения иррационала – следствие его самочувствия или предчувствия. Прежде чем начать выполнять работу или проявлять эмоции (например, петь для публики), он всегда внутренне «раскачивается», ищет образ, который попытается передать.
 2. Самоощущение для рационала – следствие поступка или настроения, поэтому как поступки, так и проявления эмоций обдумываются по возможности тщательно.
 Самоощущение для иррационала – причина, а не следствие поступка, поступки и эмоции заранее не обдумываются, они, как правило, несколько «спонтанны», потому что реагируют люди этого типа не на сами поступки, эмоции, проявления симпатии или уважения, а на вызываемые ими у себя ощущения или ассоциации.
 3. Рационал рассматривает ту или иную функцию объекта и решает, каким должен быть объект исходя из этой функции («Что-то в комнате пыльно... не изобрести ли нам пылесос?»). Иррационал рассматривает объект и предполагает, как и для чего его можно использовать («О, пылесос! Интересно, а что он еще может делать, кроме выполнения своей основной функции?»).
 4. Рационалу естественней быть пунктуальным и систематичным, события и дела планировать заранее и к ним готовиться. Он стремится дела вести так, чтобы не пришлось их доделывать в последнюю минуту.
 Иррационалу естественно быть безмятежным, удачливым, свободным от обязательств для того, чтобы максимально использовать то, что предлагает изменчивый случай. Дела нередко улаживаются в последнюю минуту.
 5. Свои планы рационал обыкновенно стремится воплотить в жизнь, отступать от них не любит. Ему неприятно, не закончив одного дела, хвататься за другое, пусть даже неотложное. Если поинтересоваться планами иррационала (хотя бы на завтра), то можно услышать много интересного (раз в пять больше, чем человек способен сделать за день) или не услышать вообще ничего. Он может без особых переживаний бросить одно дело и взяться за другое – важное или интересное.
 Определившись с преобладающими у вас признаками и соединив их в одно словосочетание, вы получите название вашего социотипа. Пара признаков «рациональность–иррациональность» определяет, какой признак будет стоять первым в названии. Если человек – рационал, то это логика или этика, если иррационал – сенсорика или интуиция. Например, логико-интуитивный интроверт – рациональный тип, интуитивно-логический интроверт — иррациональный.
 Если вас заинтересовала соционика, читайте в следующем номере об особенностях характера, способностях и профессиональной ориентации каждого типа.
Алиса КАРОЛИ


Інформаційний портал.
© 2004—2007 Одеський національний університет імені І.І.Мечникова.
Всі права захищені. Розробка та підтримка: ОНУ ВКТ